Выделяются следующие шаги решения психологической проблемы
1. Осознание проблемы.
На этом этапе у человека могут возникать значительные трудности, связанные с угрозой снижения самооценки и изменения «Я» – концепции не в лучшую сторону. Современные психологические исследования указывают на то, что для большинства людей субъективно самым дорогим является положительная «Я» – концепция, самооценка.
На этом этапе могут возникнуть многочисленные защитные механизмы от тревожащих эмоциональных состояний, исследованные в рамках психоанализа. Наиболее частые из них и свойственные современному человеку: это вытеснение и проекция, отрицание и рационализация, замещение и др. Привычнее и спокойнее отнести свои проблемы, связанные как с социальными отношениями, так и со здоровьем за счет экономических кризисов, экологического состояния среды обитания, некомпетентного руководителя и др. внешних причин.
Признание самого себя источником своих проблем болезненно и поэтому часто неприемлемо. Нет проблемы – нет мыслительного процесса и развивающей деятельности. Мыслительный процесс возникает лишь в случае признания человеком наличия субъективно важной задачи, проблемы.
Развитие человека – расширение диапазона представлений о мире и о самом себе со своевременной реализацией этих представлений в поведении и деятельности. Развитие обеспечивает расширение диапазона возможностей человека и способствует его устойчивости. |
С.Л. Рубинштейн отмечает, что более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации является начальной стадией мыслительного процесса. Ссылаясь на Платона, он выделяет чувство удивления в связи с неудачей привычного действия или способа поведения, которое мотивирует человека на размышления. В то же время, как уже отмечалось, начало мыслительному процессу может положить любая сильная эмоция, стать «топливом» мыслительной деятельности при условии осознанного отношения к ней человека на основе принципа развития.
Чем обширнее круг знаний человека, тем больше и глубже он осознает возникающие проблемы. «Проницательному уму многое проблематично; только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; всё представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует.
Возникновение вопросов – первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания. При этом каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний… Каждая решенная проблема поднимает целый ряд новых проблем; чем больше человек знает, тем лучше он знает, чего он не знает.»
В большинстве случаев человек, имеющий объективные проблемы, осознает, что с ним что-то не так. Возникает трудность распознания, что же с ним всё-таки не так. В современных условиях оказать поддержку в распознании субъективной проблемы может квалифицированный специалист (психолог, педагог) на основе рассмотрения ситуации с разных сторон и опираясь на разные методологические основания.
2. Разрешение проблемы.
На этапе перехода от осознания проблемы к её разрешению также возникают субъективные трудности, связанные с переключением сознания с сильной эмоции на разумное восприятие действительности. Погрузиться в эмоцию и переживать ситуации, породившие её, ещё и ещё раз проще, но, как уже обсуждалось, независимо от характера эмоции, опасно для здоровья. Глубокое понимание этих механизмов может служить сильной мотивировкой к мыслительной деятельности и переключению внимания с переживания эмоции на мыслительный процесс.
Решение возникшей задачи совершается различными и весьма разнообразными способами в зависимости от характера самой задачи и индивидуально-психологических особенностей человека.
С.Л. Рубинштейн выделяет мыслительные задачи, решаемые на уровне наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта, требующие соотнесения с новой точки зрения наглядных данных и переосмысления ситуации на этой основе, т.е. пере структурирования и реорганизации. Такие решения задач оказываются эффективными, как правило, в случаях действий человека с неживыми объектами. Такой путь решения является частным случаем, более или менее применимым только для очень ограниченного круга задач.
Как правило, психологические проблемы, первоначально возникающие в виде субъективно важных задач, требуют привлечения в качестве предпосылок теоретических знаний, обобщенное содержание которых далеко выходит за пределы наглядной ситуации. Первый шаг мысли в данном случае заключается в отнесении, первоначально очень приблизительном, субъективно важной задачи к некоторой области знания.
Процесс решения субъективно важной задачи предполагает уже наличие какого-то знания. Если его недостаточно, то знание добывается в процессе мышления. С.Л. Рубинштейн отмечает, что разрешение или попытка разрешить проблему предполагает обычно привлечение тех или иных положений из уже имеющихся знаний в качестве методов или средств её решения.
Приведенные положения выступают иногда в виде правил, и решение задачи в таком случае совершается путем применения правил. Применение или использование правила для решения задачи включает два различных мыслительных процесса. Первый заключается в определении, какое правило должно быть привлечено для решения данной задачи. Второй – в применении уже определенного общего правила к частным условиям конкретной задачи.
Серьезной проблемой на данном этапе могут стать так называемые автоматизированные схемы действия – индивидуально-специфические «навыки» мышления. При решении математических задач, где есть обобщенная рациональная система знания, их роль велика. Однако, при решении жизненно важных задач, связанных с человеком, автоматизированные действия, применяемые к разным людям, могут принести непоправимый ущерб профессиональным и другим взаимоотношениям.
3. Осознание наметившегося решения как гипотезы и его проверка.
Как правило, в обыденной жизни большинство людей действуют привычными способами без учета многообразия и количества возможных решений проблемы. Наметившееся решение субъективно важной задачи не должно быть единственным, так как в случае неудачи при его проверке произойдет «возвращение» к исходному состоянию, часто переживаемое человеком, как состояние безысходности.
На данном этапе необходимо наметить несколько гипотез:
- структурно идентичные гипотезы, отличающиеся доминирующими содержательными компонентами;
- различные по структуре гипотезы решения, идентичные по конечному результату;
- комбинированные гипотезы (различные по структуре и содержанию).
Решение сложной проблемы, впервые возникшей в уме человека, обычно сначала намечается в результате учёта и сопоставления части условий, которые берутся в качестве исходных, которые кажутся субъективно важными. Затем проводится сопоставление с другими данными.
Наметившееся решение осознается как гипотеза, когда выделяется максимальное количество данным, среди которых также осознаются наиболее субъективно важные составляющие.
4. Окончательное суждение и применение
Мыслительный процесс приходит к завершающей фазе, когда заканчивается проверка гипотез. Окончательное суждение будет эффективным, если оно принято на основании рассмотренных научных принципов (развития, детерминизма, деятельности), а также основных механизмов работы человеческого организма.
По своей сути процесс разрешения психологической проблемы как субъективно важной задачи является развивающим. В каждом конкретном случае эффективность зависит от особенностей мотивации. Проходя весь путь разрешения психологической проблемы, человек приобретает всё большую и большую психическую устойчивость, становится менее подверженным переутомлениям и состояниям повышенного напряжения, справляется с потенциальными и реальными заболеваниями.
Мыслительная деятельность не только влияет на здоровье, но и определяет у взрослого здорового человека качество протекания большей части психических процессов. К ним, помимо эмоций, можно отнести произвольное внимание и логическую память, волю, воображение и др. Хотя многие зарубежные ученые накопили достаточный эмпирический материал, проблема возникновения и преодоления заболеваний, как последствий снижения индивидуальных темпов развития человека, заложенных природой, пока остается недостаточно изученной и не популярной.