Эмоциональные состояния, порождающие болезни, зависят не столько от психофизиологических особенностей, темперамента человека, сколько от его воспитания. Особенности эмоционального реагирования на те, или иные внешние воздействия, поведенческие паттерны формируются в детстве на основе имитации родительского поведения и могут оставаться неосознанными на протяжении всей жизни. Поэтому одной из важнейших задач, направленных на сохранение здоровья, является воспитание осознанного повеления (и особенно эмоционального поведения) на протяжении всей жизни человека.
Психические состояния человека, живущего на основе принципа удовольствия и на основе принципа развития, представлены в таблице
Психические состояния, соответствующие принципу развития | Психические состояния, соответствующие принципу удовольствия |
– Состояние удовлетворения от результатов развития; – Эмоциональное состояние готовности к предстоящим изменениям и деятельности; – Вдохновение и радость от предстоящего творчества; – Удовлетворение и радость от процесса творчества; – Удовлетворение и вдохновение от результатов переосмысления идеи, независимо от характера результатов; – Творческий подъем; – Радость созидания и др | – Погружение в положительные эмоции и вытеснение отрицательных эмоций; – Стремление к развлечениям, забавам – Состояние неудовольствия (тревоги, нервозности) от каких-либо факторов, требующих изменений себя; – Состояния досады (тоски, горя) от осознания конечности удовольствия; – Использование разнообразных бессознательных механизмов защиты; – Эмоционально-дихотомические вспышки и т.п |
Состояния, присущие принципу удовольствия, соответствуют проблемам развития человека, являются причиной возникновения в теле зон напряжения и чрезмерного расслабления. Так, И.М. Сеченов считал, что всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»). Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения, вызванного образами и мыслями (представлениями). Так, например, образы и мысли — представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах мускулатуры ног и в мышцах рук. Это оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук, – ударить, заслониться.
Психологическая проблема – субъективно важная, значимая для человека жизненная задача, которая длительное время не решается самим человеком. |
Накопление энергии возможно не только в мышечном каркасе человека, но и в железах внутренней секреции, мышцах внутренних органов, в сосудах и связках. А изменение тонуса того или иного органа приводит к сбоям в его работе, к нарушению иммунитета и другим неблагоприятным последствиям.
Причины накопления избыточной энергии в организме – эмоциональные состояниями человека. Современными учёными эмоция рассматривается как результат возбуждения нервных клеток на субъективно важный объект и представляет собой психическую энергию, данную человеку на познание этого объекта. Ответ на вопрос о том, куда используется психическая энергия эмоций, если не растрачивается на познание, впервые был найден в научном мире американским бихевиористом Джоном Джекобсоном. Он выделял определённые психологические проблемы человека и соответствующие им зоны напряжения мышечного каркаса. Его последователи, представители разных научных направлений, отмечают, что психическая энергия эмоций может оказаться, в зависимости от содержания информации, вызвавшей её, в любом месте человеческого тела и вызвать там изменение тонуса.
Рис.1. Схема возникновения заболеваний, – психолого-педагогический подход.
Сила эмоции и соответствующего эмоционального переживания находится в прямой зависимости от субъективной значимости ситуации: чем сильнее эмоция, тем важнее для человека решение возникшей жизненной задачи. В то же время чем сильнее эмоциональное переживание, тем больше изменяется тонус в определенной области.
Разрешение психологической проблемы – сложный когнитивный (познавательный) процесс, который обеспечивается мыслительной деятельностью. Процесс разрешения психологической проблемы, как правило, сопровождается периодами отторжения (вытеснения) проблемы, её признанием и повышением напряжения (стрессом и дистрессом), периодом удивления и сомнения, творчества и в конечном итоге – периодом реализации нового понимания
Длительное отсутствие действий, направленных на решение возникшей задачи, порождает устойчивое изменение в определенной части тела (мышцах, связках, во внутренних органах). Человек, живя на основе принципа удовольствия, «погружается» в эмоциональное состояние, застревает на нем, снова и снова переживает ситуации, породившие эмоции (как положительные, так и отрицательные). Психическая энергия эмоций не расходуется и вызывает области напряжения и (или) чрезмерного расслабления в теле, снижение иммунитета в этих областях.
Относительно длительное пребывание в состояниях эмоционального возбуждения, как фиксация на определенных жизненных ситуациях, снижает иммунитет, способствует возникновению различных, в том числе профессиональных, заболеваний, Таким образом, субъективно важная, но не решаемая задача, порождает функционально-физиологические изменения в теле, является одним из важнейших вторичных факторов, препятствующих общему и профессиональному развитию.