Конфликт (от лат. confliktus – столкновение) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или в межличностных отношениях индивидов ил групп людей – связанное с острыми отрицательными переживаниями.
Конфликт – трудноразрешимое противоречие, которое характеризуется следующими основными особенностями:
- Эмоциональным напряжением (отрицательными переживаниями)
- Частыми инцидентами
- Наличием объекта конфликта и противоборствующих сторон (при внутреннем конфликте личности в качестве противоборствующих сторон выступают трудносовместимые потребности)
Главная функция конфликта – выявление проблем и противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, определенной психологической системы (человека, группы, общества), а также определение путей разрешения этих противоречий.
Выделяют ситуации и условия, когда межличностных конфликтов не бывает:
1) когда у человека отсутствует свое «Я» или оно подавлено другим субъектом;
2) когда субъект не умеет или не хочет видеть «за пределами» человеческих отношений;
3) когда внешний конфликт переходит во внутренний план (становится внутри-личностным, не требующим внешней активности);
4) когда человек не хочет разрешать возникшую проблему;
5) когда субъект избегает свободы выбора, а следовательно, и ответственности за выбор;
6) когда субъект умеет видеть конфликт на ранней стадии возникновения и развития, и разрешает создавшуюся проблему.
Выделяются конструктивные и деструктивные конфликты в зависимости от особенностей их разрешения. Конструктивный конфликт стимулирует развитие, в отдельных случаях является единственно возможным способом выйти из состояния «застоя». Деструктивный конфликт усиливает состояние застоя, может уничтожить прогрессивные накопления, «отбрасывает» назад в развитии отдельных людей, социальные группы, страны и государства (например, война с большими потерями материальных и человеческих ресурсов).
Современные исследователи конфликтов и конфликтного поведения особое внимание уделяют причинам возникновения конфликтных отношений. К общим причинам конфликтов относят:
- противоположные ориентации вступающих во взаимодействие людей (различие потребностей);
- идеологические причины;
- социально-экономические причины;
- противоречия между элементами социальной структуры (например, когда цели и задачи разных уровней организации или управления обществом не соответствуют друг другу).
Конкретные причины конфликтов:
- социально-психологические причины (неудовлетворенность отдельных людей своим положением в группе, в организации, в обществе.);
- морально-этические причины (отрицание некоторых общественных норм и ценностей данного коллектива или группы);
- причины организационного характера (проблемы взаимоотношений руководителя и подчиненного);
- причины конфликтов информационно-коммуникативного характера (неполное или неточное информирование о каком-либо объекте или субъекте порождают слухи); нежелательное обнародование информации; невольная или осознанная дезинформация; некорректная интерпретация фактов и т.п.;
- структурно-организационные причины (неопределенность законности руководства, подотчетности, собственности и др.);
- ценностные факторы конфликта (нарушение групповых верований и норм поведения, нарушение профессиональных ценностей, низкая толерантность в отношении ценностей других групп и др.);
- факторы отношений (нарушение психологического климата в связи с разного рода неудовлетворенностями в отношениях);
- поведенческие факторы (например, поведение создает дискомфорт, угрожает безопасности кого-либо или чего-либо: потеря работы, угроза чести и достоинству и др.).
С позиций современного психоанализа межличностный, групповой конфликт возникает на основе внутреннего конфликта личности, который (внутри личностный конфликт) выносится во внешний план, проецируется на окружающих, личность с лидерскими способностями может вовлечь в конфликт большие группы людей. Если в кажущемся со стороны межличностном конфликте одна из сторон не испытывает эмоций, то в действительности имеет место внутренний конфликт того, кто их (эмоции) переживает. И чем сильнее эмоция, тем сложнее внутренний конфликт и проблема человека, породившая его. Разрешение проблемы приведет к исчезновению конфликтной ситуации.
Таким образом, в основе любого конфликта – субъективное состояние человека. В связи с этим рассмотрим основные типы конфликтных личностей
Конфликтная личность характеризуется склонностями провоцировать и усугублять конфликтные отношения. В целом конфликтные личности характеризуются:
- значительным отличием партнеров по своим психологическим характеристикам (например, по темпераменту);
- недостатком общей культуры и психологической культуры общения;
- общим уровнем конфликтности (или не конфликтности).
Исследователи выделяют также типичные поведенческие реакции, предраспологающие к деструктивности конфликта:
- перебивание партнера, что само по себе считается высшим проявлением бескультурья;
- сознательные или неосознанные проявления личной антипатии;
- мелочные придирки, которые часто провоцируют ответные придирки (знаменитая игра – «сам дурак»);
- принижение партнера, негативная оценка личности партнера;
- высказанное партнеру подозрение в его негативных побуждениях;
- угрозы, которые часто провоцируют либо ответные угрозы, либо создают барьеры и даже неприязнь во взаимоотношениях;
- подчеркивание разницы между собой и партнером;
- преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего;
- устойчивое нежелание признавать свои ошибки или прав собеседника;
- постоянное навязывание своей точки зрения, давление на партнера;
- попытки подменить объект конфликта, сместить в другую плоскость (что вызывает противодействие партнера, правда, если он это почувствует);
- систематические отказы и отрицания слов партнера;
- негибкость поведения, неспособность хоть в чем-то уступи собеседнику для общей пользы;
- демонстрация постоянной занятости и игнорирование попыток партнера установить контакт;
- создание дефицита времени для решения проблемы или резкое убыстрение темпа беседы;
- проявления некомпетентности;
- неискренность, понимаемая в данном случае как стремление что-то скрыть и получить из этого свою «выгоду» за счет другого человека;
- несдержанность;
- посягательство на реальные или воображаемые права человека;
- нарушение персонального (межличностного) пространства, когда, например, невоспитанный сотрудник позволяет себе фамильярничать со всеми подряд коллегами или все время стремится прикоснуться к кому-то (или даже обнять) без всякого на то повода.