1. Информационный дистресс вознкает в условиях жесткого лимита времени и усиливается при высокой степени ответственности выполняемой деятельности. Неопределенность ситуации и динамика информации деятельности также могут сопутствовать информационному стрессу и усугублять его.
2. Эмоциональный дистресс характеризуется наличием реальной или ожидаемой опасности (страх последствий невыполнения работы: чувство вины; вероятность испортить отношения с руководством, коллегами; снижение самооценки и др. ).
3. Коммуникативный дистресс возникает при конфликтной ситуации делового общения (может быть как внутренний так и межличностный конфликт). Коммуникативный дистресс может проявляться в состояниях беспомощности перед манипуляторными действиями коллег, в ситуациях отказа или необходимости отказать кому-либо, в социально-профессиональных ситуациях, унижающих честь, достоинство и деловую репутацию работника и др.
Интересными и полезными представляются рассуждения Н.В. Самоукиной о справедливости в общении во избежание коммуникативного стресса.
«Сколько сил и поддержки человек отдает в общении с кем-то, столько же сил, времени и поддержки он получает от другого человека».
Зачастую поддержка кого-то, силы, вложенные в отношения, не окупаются, а напротив приносят дополнительные трудности. Поэтому в общении с коллегами лучше предусмотреть разные варианты последствий оказанной поддержки и не иметь серьезных ожиданий, обрушение которых может привести к дистрессу.
Существуют разнообразные достаточно эффективные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса.
1). Соблюдение следующих правил поведения в условиях стресса:
- Наблюдать за собой;
- Искать способы «остановки» самого себя (сделать перерыв в профессиональной деятельности и (или) общении);
- Перевести свою энергию в другую форму деятельности, отвлечься.
- Задуматься над тем, что помогает снять напряжение и заняться тем, что радует (вкусно покушать, чем-то полюбоваться, пообщаться с любящими людьми и др.).
Основательно выйти из состояния стресса и дистресса возможно только при условии разрешения проблемы, вызвавшей напряжение.
2) Овладение техникой «остановки болтливого собеседника»
Внутренне позаботиться о самом себе, решиться уважасть самого себя (как основа решимости остановить болтуна)
Не брать вину на себя, так как Вы имеете право участвовать в общении на равных, а не играть роль внимательного слушателя или психотерапевта.
Не винить своего партнера, так как Вы сами отдали ему «коммуникативное пространство»; кроме того, болтливость – это один из показателей открытости партнера по отношению к Вам.
Формула остановки болтливого партнера – проговорить для себя: «Все, что он говорит, безусловно, интересно и важно, но именно сейчас (в данный момент) необходимо заняться другими делами (или обсудить другие вопросы)…».
Способность формулировать отказ от деловых отношений – важнейшее качество человека, предупреждающее коммуникативный дистресс.
Формула вежливого отказа включает три основных этапа высказывания:
- Фраза, имеющая для собеседника положительное содержание (положительная оценка его инициативы и проявления внимания, комплимент личностным характеристикам, другие положительные оценки)
- Фраза с отрицательным содержанием как формулировка отказа и его причин
- Фраза, имеющая снова положительное содержание (положительный прогноз удовлетворения просьбы партнера в будущем ради сохранения хороших с ним отношений)
3) Предупреждение манипулирования в деловом общении
Психологический портрет человека-манипулятора включает прежде всего повышенную тревожность в отношении своей самооценки, дефицитарная мотивация, стремление преимущественно к удовольствию (но не к удовлетворению от результатов деятельности). Частые составляющие его психологического портрета – демонстративность и конкурентность. Главные цели манипулятора – корысть, самоуважение. Главными его «жертвами» являются хорошие, добрые, отзывчивые и гуманные люди. Сам манипулятор не способен к открытости и искренности, но пользуется добротой и открытостью других людей, может им завидовать.
Основным условием защиты от манипулирования является владение ситуацией, понимание того, что происходит, укрепление своей жизненной позиции, уверенности в себе.Предупреждение манипулирования в деловом общении также обеспечивается открытостью, «прозрачностью» профессиональных взаимоотношений, благоприятным психологическим климатом производственного коллектива.
4) Предупреждение «профессионального стресса достижения»
Проблема, порождающая стресс достижения, состоит в том, что уровень ожиданий человека не соответствует его возможностям (ресурсам). Предупреждение «профессионального стресса достижения» состоит в глубоком анализе должностных обязанностей предстоящей должности, соотнесение их с обязанностями, связанными с исполнением других, важных для человека, социальных ролей (отца или матери, мужа или жены, дочери по отношению к стареющим родителям, матери и отца по отношению к детям и др.).
В то же время не всегда возможно предусмотреть, с какими трудностями столкнется специалист, продвигаясь по служебной лестнице. В ситуации, когда эти трудности возникли неожиданно и спровоцировали стресс, развивающийся специалист прибегнет к стратегии активной адаптации, приспособлению, которые основываются на развитии в новой должности.
5) Предупреждение «профессионального стресса конкуренции»
Конкурентное поведение в профессиональной деятельности может быть связано, во-первых, с внутренним психологическим состоянием человека быть лучшим среди всех или одним из самых лучших, быть в числе некой элиты. Во-вторых – с его целевыми установками, стремлением не вообще быть лучшим, а добиться только определенного социального положения, на которое претендуют другие.
В первом случае человек ввязывается в конкурентную гонку и начинает проживать не свою жизнь, в том числе и профессиональную. Так, выбирает профессию, соответствующую престижу, а не своим склонностям. Выбор друзей и спутников жизни также подчиняется требованиям высоких стандартов, но не собственным желаниям и чувствам. Потребность успеха в конкуренции затмевает все другие потребности личности (Например, при наличии комплекса кастрации у женщин). Стресс и дистресс возникает в результате естественного и неотвратимого познания окружающей его действительности и в связи с разочарованиями, хронической неудовлетворенностью собой и окружающими. Предупреждение профессионального дистресса конкуренции» предполагает на протяжении всей жизни выбор профессии и окружения в соответствии со склонностями.
Во втором случае человек в профессии следует своим склонностям и преследует совершенно конкретную цель (например, занять определенную должность) и имеет для этого осознанные основания. Предупреждение дистресса, связанное с «борьбой за власть», предполагает состояние убежденности в своем превосходстве и собственной значимости для социальной системы, а также готовность принять свой проигрыш в конкурентной борьбе и признать своего оппонента победителем.
6) Предупреждение и преодоление «профессионального стресса успеха»
Нередко, достигнув успеха, у человека наступает опустошение в связи с тем, что цель достигнута, потребность удовлетворена. Состояние опустошения может усугубляться потерей смысла дальнейшей жизни. Стремясь к успеху, человек порой ожидает полного принятия его другими людьми, уважения и любви. Осознавая, что отношение к нему не изменилось, возникает чувство бессмысленности свершившегося успеха.
Какие внутренние состояния детерминируют «профессиональный стресс успеха»? Прежде всего – это дефицитарные потребности, такие как потребности в защите, любви, уважении, в противовес потребностям роста.
Предупредить «профессиональный стресс успеха» возможно на основе принципа развития и путем перспективного планирования профессионально-жизненного пути личности на длительный период (100-120 лет) с учетом особенностей всех возрастных периодов (предусмотреть возрастные изменения и изменения состояния здоровья). Например, на период поздней зрелости запланировать возможность передачи опыта следующему поколению, подготовку учеников; на период пожилого возраста – описание своего профессионального опыта с целью опубликования и др.
Имея неформальный , а глубоко продуманный и соответствующий внутренним склонностям перспективный план роста, т.е. множественные смыслы своего профессионально-жизненного пути, человек в профессиональной деятельности значительно менее подвержен обессмысливанию своей деятельности и опустошению в результате успеха.
7) Преодоление проблемы зарабатывания денег и сопутствующего профессионального стресса.
Материальные средства дают человеку уверенность в будущем, спокойствие, высвобождают время, необходимое для творческой деятельности. В то же время материальная «сверх» достаточность может формировать вполне определенное отношение к действительности. Уверенность в себе становится самоуверенностью, у человека возникает состояние продаваемости всего и безграничных возможностей в «покупках» отношений, социального положения, друзей, спутников жизни, чувств и т.д. Стресс возникает, когда наступает разочарование в возможностях денег и понимание того, что не все можно купить за деньги. Далее, в зависимости от многих детерминант, и в частности в зависимости от направленности личности могут развиваться разные жизненные сценарии поведения, жизни. Наиболее типичная жизненная стратегия – психологическая защита «противодействие», при которой человек отказывается от субъективно важных близких отношений, чтобы не испытывать болезненных разочарований. В выраженных проблемных случаях возможно также открытое отрицание нужности подобных близких отношений (отрицание нужности семьи, близких отношений с противоположным полом, дружеских отношений с коллегами и др.). Попытки оградить себя от настоящих чувств и подлинных отношений снижают тревожность, но не способствуют развитию социального интеллекта, приводят к личностной деградации.
Другая, наиболее благоприятная для человека жизненная стратегия в данной ситуации – «переключение» на профессиональный рост и вкладывание вдруг появившихся больших денег в свое развитие, наряду с сокрытием от окружающих своих материальных возможностей. Такая стратегия позволяет найти истинных друзей, спутника жизни, коллег по совместной деятельности.
Идеально, когда большие денежные средства пропорциональны развитости человека. К стрессовым состояниям приводят, как правило, неожиданные и не заработанные своим развитием деньги.
8) Преодоление стресса, вызванного страхом сделать ошибку
Повышенная тревожность сделать что-то не так восходит к проблемам воспитание человека в детстве. Как правило, людей, которым это свойственно, часто наказывали и унижали родители за несоответствие их ожиданиям. Подобное состояние страха сделать ошибку может возникнуть и у взрослого неуверенного в себе человека как результат частых и, возможно, несправедливых замечаний со стороны авторитарного руководителя.
Любая сильная эмоция блокирует интеллект при условии, если человек склонен «погружаться» в эмоциональное состояние, переживать возникшую ситуацию снова и снова, не подключая мыслительный процесс. Последствиями состояния страха сделать ошибку являются комплексы психологической защиты от состояния страха (например, комплекс из вытеснения, проекции, рационализации и замещения), а также невротические состояния (например, интроекции, ретрофлексии), может формироваться конформная акцентуация личности. В подобных состояниях типичен отказ от всего нового, рискованного, постоянная тревожность по типу «как бы чего не вышло» и в итоге – страшно жить.
Преодоление стресса, вызванного страхом сделать ошибку возможно при овладении человеком механизмом использования психической энергии эмоции страха на мыслительную деятельность, направленную на познание ситуации и себя в этой ситуации [].
Для успешного предупреждения и преодоления любого стресса, возникающего в профессиональной деятельности, необходима его концептуализация. С.Касл выделяет основные её направления:
- Создание перечней (описаний) стрессогенных условий профессиональной среды. Например, в профессионально-педагогической среде в качестве стрессовых ситуаций можно выделить:
- Конкретизация стресса с помощью других понятий:
- Стресс как напряженное усилие, необходимое для поддержания основных функций на требуемом уровне;
- Стресс как информирование об угрозе утраты или повреждения;
- Стресс как фрустрация или угроза, которая не может быть устранена;
- Стресс как непредсказуемость будущего.
- Определение стресса в терминах некоторых «базовых» поведенческих характеристик:
- Отсутствие адекватных реакций, что влечет негативные последствия;
- Новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или непредсказуемые ситуации;
- Мотивы, определяющие поведение в специфических ситуациях (например, мотивы достижения) и другие, ведущие к перенапряжению.
- Предание большей четкости понятию «стресс» с целью сделать его пригодным для прогностической оценки гипотез стратегий предупреждения и преодоления.
Подводя итог сказанному, отметим, что проблема предотвращения стресса (дистресса) связана не столько с тем, чтобы «бороться» со стрессом, сколько в грамотном управлении стрессом и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс. В то время как любая проблема, порождающая стресс и дистресс, преодолевается путем анализа сложившейся ситуации и роста, развития в этой ситуации, в деятельности.