Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, предполагающее перестройку и адаптацию к возникшей трудности.
Стресс в труде возникает в связи с завышенными относительно данного субъекта требованиями среды к наличным возможностям этого субъекта. Стресс в труде возникает в связи с отсутствием у субъекта наличных возможностей соответствовать требованиям среды
Стресс – это напряжение, которое всегда сопровождается сильными эмоциями (не каждое напряжение имеет эмоциональную окраску). При этом повреждающего воздействия стресса на организм человека может и не быть, если энергия возбуждения относительно быстро расходуется человеком на творческую деятельность.
Стресс сопровождается как положительными, так и отрицательными эмоциями. Чрезмерный стресс – дистресс – всегда вызывает неприятные эмоции. Дистресс свидетельствует о «застревании» человека на возникшей трудности, отсутствии действий, направленных на решение субъективно важной задачи. В таком случае энергия напряжения не расходуется, вызывает неприятные последствия. Об этих последствиях подробнее речь пойдет при рассмотрении следующего вопроса.
Г. Селье, выдающийся философ и психо-физиолог, основатель теории стрессов, отмечал, что стресса не следует избегать, так как в обыденной жизни «… всегда есть потребность для поддержания жизни, отпора нападению и приспособление» []. В своих работах Г. Селье, описывает физиологические механизма протекания стресса и отмечает, что действие, направленное на решение возникшей задачи, должно быть завершено. В противном случае возникает дистресс. [с. 48; 53-54]. «Главный источник дистресса – в неудовлетворенности жизнью, в неуважении к своим занятиям…»[с. 53-54]. Большое значение для профилактики дистресса имеет удовлетворение врожденной способности человека в самовыражении, совершении того, что он считает своим предназначением, исполнение миссии, для которой, как ему кажется, он рожден [там же, с. 53-54].
Г. Селье в своих работах неоднократно касается мысли о необходимости полноценной жизни и выделяет субъективные условия, этому способствующие. К ним можно отнести:
- наличие ЦЕЛИ ЖИЗНИ (дарить радость, получать радость, служить сильным мира, быть сильным), а также наличие ВЫСШЕГО СМЫСЛА ЖИЗНИ;
- НАЛИЧИЕ ДОЛГА КАК ДОБРОВОЛЬНО ПРИНЯТОГО КОДЕКСА ПОВЕДЕНИЯ как отказ от независимости на основе глубокого понимания смысла своей жизни;
- Жить на основе принципа АЛЬТРУИСТИЧЕСКОГО ЭГОИЗМА, что позволяет в современном обществе на основе строгого разделения труда иметь возможности индивидуального творчества.
Другие зарубежные исследователи Купер и Маршалл выделили следующие группы факторов стресса (на основе исследований источников стресса «белых воротничнов»):
Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:
- Слишком много работы
- Плохие физические условия труда
- Дефицит времени (когда всё время что-то не успеваешь сделать)
- Необходимость самостоятельного принятия решения
Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации
- Ролевая неопределенность, например, недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и руководства;
- Ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать.
- Ответственность за других людей и за материальные ценности. При этом ответственность за людей более стрессогенна.
- Слишком низкая ответственность (больно бьющая по самолюбию и расхолаживающая в работе);
- Малая степень участия в принятии решений в организации.
Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе
- Взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами. При этом, для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты.
- Трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя)
Факторы, связанные с деловой карьерой
- Профессиональная неуспешность, боязнь ранней отставки; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;
- Отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений);
- Несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.
Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом
- Неэффективное консультирование *(невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);
- Ограничение свободы поведения, интриги и т.п.
Внеорганизационные факторы стрессов
- Фактор распределения времени, которое отводится для семьи и для работы, а также перенесение семейных проблем на работу и профессионально-служебных проблем – с работы в семью. Особенно актуальны данные факторы для руководителей, а также часто наблюдаются у преподавателей всех уровней системы образования.
Ряд авторов считают, что для руководителя идеалом являются следующие модели семьи: а) работающий и пробивающий себе дорогу муж и заботливая жена (где жена как «группа поддержки»); б) две карьеры с акцентом на полное и равное по занятости разделение обязанностей в семье и невмешательство в профессиональную жизнь друг друга.
- Мобильность профессиональной деятельности (частые командировки, необходимость переездов на новые места жительства, любые длительные и (или) частые отсутствия в семье)
- Различия по психометрическим данным: экстерналы более, чем интерналы, адаптивны к различным ситуациям; «ригидные» более реагируют на неожиданности, идущие «сверху», от руководства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными работой; ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие и т.д.